AFX.RU

Сайт Влада Элбакяна

Фотографирование фоссилий (часть 2)

С увеличением растяжения мехов камеры и масштаба изображения уменьшается освещенность последнего. Соответственно увеличивается время экспозиции при съемке. Например, при масштабе 1:2 она равна 2,25, при масштабе 1:1—соответственно 4. Таким образом, освещенность—удлинение камеры = (масштаб изображения+1)2. Это уравнение справедливо, если используется камера с внутренним масштабом либо с призмой ТТЛ. Масштаб изображения определяется очень простым способом — путем сопоставления истинных размеров оригинала с результатами измерения миллиметровой линейкой его изображения на матовом стекле.

Рис. 1.12. Техническое оснащение для съемки фоссилий на светлом фоне (бестеневое белое основание; по Брандту). 1 — верхняя осветительная лампа (250—500 Вт); 2 — штатив (вертикальная стойка); 3 — зеркальная камера; 4 — черное паспарту с ископаемым объектом; 5 — четыре наклонные деревянные ножки для  поддержания  в шлицах стеклянной  столешницы;  6 — матовое  стекло; 7 — нижняя лампа для подсветки (60—100 Вт).
Рис. 1.12. Техническое оснащение для съемки фоссилий на светлом фоне (бестеневое белое основание; по Брандту). 1 — верхняя осветительная лампа (250—500 Вт); 2 — штатив (вертикальная стойка); 3 — зеркальная камера; 4 — черное паспарту с ископаемым объектом; 5 — четыре наклонные деревянные ножки для поддержания в шлицах стеклянной столешницы; 6 — матовое стекло; 7 — нижняя лампа для подсветки (60—100 Вт).

 

Глубина резкости уменьшается с увеличением масштаба изображения и при масштабе 1:1 составляет несколько миллиметров; при каждом уменьшении диафрагмы на единицу глубина резкости уменьшается в 1,4 раза. Поэтому при съемке крупным планом объектов с изменяющимся объемом использование сильно задиафрагмированного длиннофокусного объектива предпочтительнее короткофокусного. Например, если объектив с фокусным расстоянием 50 мм и диафрагмой 16 заменить на объектив с фокусным расстоянием 135 мм и диафрагмой 45, то глубина резкости увеличится в 2,8 раза. В этом случае работать можно только со штативом; для фотографирования с рук по меньшей мере необходимо хорошее освещение.

Правильно выбранное освещение обеспечивает четкость объекта и структуры его поверхности. Так, например, третичные ископаемые кости вследствие их черно-бурой окраски при жестком направленном освещении на выпуклостях рельефа теряют свои очертания, тогда как в мягком рассеянном свете все тончайшие детали их строения проявляются мягко и пластично. С другой стороны, маленькие светло-серые аммониты в горизонтально ориентированном освещении получаются блестяще. Дать какой-либо стандартный рецепт невозможно: всегда следует исходить из своеобразия ископаемого материала и личного опыта фотографа.

Рис. 1.13. Техническое оснащение для съемки фоссилий на темном фоне (черное основание, по Брандту). 1 — камера с освещением, падающим с противоположной стороны  (компендиум); 2 — белый экран; 3— лампа (100—150 Вт); 4— ископаемый объект; 5 — велюровая бумага; 6 — горизонтальное освещение; 7 —прозрачное стекло; 8 — черное картонное покрытие.
Рис. 1.13. Техническое оснащение для съемки фоссилий на темном фоне (черное основание, по Брандту). 1 — камера с освещением, падающим с противоположной стороны (компендиум); 2 — белый экран; 3— лампа (100—150 Вт); 4— ископаемый объект; 5 — велюровая бумага; 6 — горизонтальное освещение; 7 —прозрачное стекло; 8 — черное картонное покрытие.

Съемка на светлом поле, т.е. изображение более или менее темных объектов на лишенной тени белой подложке, осуществляется подсветкой снизу и освещением сверху (рис. 1.12). Освещенность матового стекла регулируется изменением расстояния от него источника подсветки.

Совершенно иначе фотографируются светлые объекты на темном поле. Для этого соответствующего размера картон покрывается черной велюровой бумагой, поверх него кладется   безупречно плоское стекло, на котором располагается объект, освещаемый мягким или горизонтально ориентированным светом (рис. 1.13).

В дополнение следует дать представление о съемке с использованием лупы £ масштабах от 1:1 до 10:1.

Если съемка через лупу выполняется обычными объективами, то с помощью обратных колец они ввинчиваются наоборот, фронтальной стороной внутрь камеры. Только таким путем при относительно большом увеличении можно будет получить необходимую резкость. Дальнейшая съемка идет обычным порядком. Однако фокусное расстояние в этом случае выбирается максимально короткое. Камеру следует укрепить абсолютно неподвижно. Искусственное освещение создает наилучшие условия для работы. Во избежание колебаний камеры, вызываемых движениями затвора, последний может быть заменен выключением   источника света. Ход съемки выглядит следующим образом: свет выключается, открывается затвор в положении Т, включается свет и по истечении времени экспозиции (несколько секунд) затвор закрывается. Для черно-белой фотографии применяются обычные пленки средней чувствительности, такие, как NP15 или NP20, которые могут быть узкими, рулонными или плоскими. Для цветной негативной съемки при дневном освещении используется пленка марки NC19. Проекционные и контактные диапозитивы при дневном свете снимаются на пленку ORWOCHROM UT 18 и 21, при искусственном свете — UK17.

Для микросъемки через световой микроскоп таких объектов, как бактерии, фораминиферы, остракоды, споры, пыльца, кутикула и другие, в микропалеонтологических лабораториях применяются специальные автоматические фотоустройства, выпускаемые фирмой «Карл Цейс» (табл. 12, рис. 20; табл. 56, рис. 93, 94; табл. 57, рис. 95).

Как при макросъемке, так и при микросъемке применяются специальные методы фотографирования: съемка в инфракрасных и рентгеновских лучах и электронно-микроскопическая съемка, в задачу которых входит детализация диагностики фоссилий.

Добавить комментарий

Минимальная длинна комментария 10 символов!


Защитный код
Обновить

Случайное Фото

Реклама