AFX.RU

Сайт Влада Элбакяна

Снаряжение и работа журналистов в полевых условиях.

Содержание материала

Это глава из книги "Справочник для журналистов, работающих в районах военных действий". Так сложилось что мой отец начал писать, но дело как-то не пошло, в результате писать материал пришлось на 90% мне. Так что в авторах мы оба :) Если кому интересно, то полностью справочник можно нарыть тут http://www.library.cjes.ru/online/?b_id=30. Книга издана в 2002 году, но в целом моя часть изложения могла устареть разве что в области каких-то новых тканей и материалов. А горы не изменятся еще ближайшие миллионов 10 лет, это точно :)

 

Снаряжение и работа журналистов в полевых условиях.

Николай Элбакян

Владислав Элбакян

Одежда


Условия и характер предполагаемой поездки предъявляют к личным вещам командируемого целый ряд специфичных требований. Вещь должна быть легкой, прочной, надежной и достаточно компактной. Желательна универсальность использования — как в условиях холода, так и жары и повышенной влажности.

В случае выезда даже в летнее время в горную местность или же в континентальные районы необходимо предусмотреть наличие одежды, способной обеспечить достаточный комфорт в температурных пределах от +40 до нулевых отметок. Проще всего эта задача решается применением многослойной одежды.

 

 

Выпускаемые сегодня промышленностью синтетические материалы обеспечивают все те требования, о которых говорилось выше. Прежде всего это ткани Polyester (полиэстер), обладающие высокой прочностью и износостойкостью. Они хорошо сохраняют форму и мало мнутся, малогигроскопичны и устойчивы к воздействию света. Вариант такой ткани Polyester microfibre обладает отличными влагоотводящими свойствами за счет особого переплетения сверхтонких волокон. Подобная ткань прекрасно защищает от ветра и дождя.

Очень популярна группа полиамидных тканей, идеально подходящих для производства спортивной одежды. Эти ткани легкие, быстросохнущие, «дышащие» и износостойкие. В готовых образцах одежды они прекрасно сохраняют форму и не требуют специального ухода.

Столь же функциональны ткани с применением технологии Gore-tex, делающей ее водопропускающей в одном направлении. Куртки из ткани такого типа не пропускают воду при самом сильном дожде, однако легко выпускают наружу влагу, образовавшуюся при потении. Таким образом, тело человека остается сухим и теплым даже при высоких нагрузках и неблагоприятных погодных условиях.

В качестве одежды-утеплителя стоит обратить внимание на изделия из ткани типа Polar. 

Не желательна одежда из байки или тканей с начесом. Она тяжела, быстро намокает и долго сохнет. Такими же отрицательными качествами обладает и одежда из кожи. Кроме того, намокшая кожа после высыхания нередко становится чрезвычайно жесткой, а ходить в эдаких рыцарских доспехах не очень удобно.

Все перечисленное относилось к верхней одежде. Нижнее белье желательно использовать мягкое хлопчатобумажное. Носки также предпочтительны хлопчатобумажные или чистошерстяные, предпочтительно новые и без штопок, которые могут натереть ногу.

 

Головной убор

Головной убор необходим как защита не только от дождя, но и от солнца. Это может быть легкая кепка с козырьком типа бейсболки, но значительно функциональнее шляпы с небольшими, сильно опущенными полями. Несмотря на неказистый вид, они хорошо защищают глаза от солнца, а кроме того, не дают обгореть ушам, что бывает крайне неприятно. Чтобы избежать ожогов шеи, целесообразно использовать шейный платок наподобие пионерского галстука. Он же при необходимости может быть использован в пустыне при возникновении песчаной бури для того, чтобы закрыть лицо и в какой-то мере облегчить дыхание.


Обувь

При длительных пеших переходах по дорогам без покрытия и тропам качество и характеристики обуви приобретают первостепенное значение. Обувь должна, будучи достаточно комфортной, выдержать многодневные переходы и не развалиться, не создавать ощущение неуверенности из-за плохого сцепления с грунтом, излишне не утомлять мышцы стопы, чувствующие каждый камешек через подошву, не создавать ощущение парника или компресса и, наконец, не быть многокилограммовыми гирями на ногах.

Частично этим требованиям отвечают многочисленные модели кроссовой обуви. Но только частично. В кроссовках удобно и комфортно, но популярные у различных производителей полые или залитые силиконом подошвы совершенно не пригодны при передвижениям по битому гравию, обломкам бетона или обнаженным скальным породам. Увы, столь удобные и мягкие амортизирующие подошвы в таких условиях выдерживают всего считанные дни.

Выпускаемые нашей промышленностью армейские и туристические ботинки тоже малопригодны для серьезного и тем более комфортного использования. Материалы не очень высокого качества, непродуманная конструкция и большое количество строчных швов делают их жесткими, легко промокающими, да и рвутся они по шву достаточно легко и часто. 

Таким образом, наиболее предпочтительным и универсальным видом обуви следует считать различные модели трекинговых ботинок. Обладая хорошим протектором, они достаточно легкие, используемые в них дышащие ткани с односторонним пропусканием воды типа Gore-tex предотвращают потение ног в жаркую погоду и согревают при возможных похолоданиях. А надо всегда учитывать, что, к примеру, в горах, на высотах более 2000 метров, ночные заморозки летом — совершенно обычное явление.

Важно помнить, что ни в коем случае нельзя покупать себе новые ботинки за пару дней до командировки. Неразношенная обувь даже очень дорогих и качественных марок может привести к сбитым или стертым ногам, что в критической ситуации может сыграть роковую роль, да и просто ограничит вашу подвижность и мобильность. Поэтому весьма целесообразно разносить новые ботинки в течение нескольких дней, для ускорения процесса «разноски» можно влезть в какой-нибудь ручей или лужу поглубже, а потом походить в мокрых ботинках пару часов до полного высыхания. Разумеется, такой совет актуален только летом, хотя из этого не следует вывод, что зимние ботинки разнашивать не надо. И не надо бояться, что ботинки потеряют внешний вид и привлекательность — это даже плюс! Иначе, пощеголяв в новеньких красивых ботинках в каком-нибудь удаленном от супермаркетовой цивилизации районе, вы рискуете получить предложение «поменяться» или «подарить» понравившуюся местным жителям обувь. Причем отказать, не испортив отношения, иногда бывает весьма и весьма проблематично.

Целесообразно покупать ботинки чуть большего размера, чем требуется. Во-первых, это позволит при необходимости надеть дополнительный носок. Во-вторых, уменьшается опасность натереть пальцы ног. В крайнем случае, если окажется, что ботинок сидит на ноге слишком свободно, то можно добавить в него дополнительную стельку. При покупке надо тщательно прощупать все места швов; если вы чувствуете шов изнутри, то лучше поискать другую модель. Также стоит проигнорировать все модели с застежками на липучках — серьезных нагрузок они не выдерживают. Традиционные шнурки намного надежнее, а если завязывать их «прямым» узлом, то они практически перестают самопроизвольно развязываться. И напоследок: при покупке «зимнего» варианта трекинговых ботинок (более высоких, закрывающих голень) стоит тщательно проверить мягкость верхнего ранта. Дело в том, что частая проблема при использовании высоких ботинок — когда их край натирает внешнюю сторону икроножной мышцы, где как раз проходит одно из сухожилий. В результате сухожилие опухает и воспаляется, а ходьба превращается в пытку. В таком случае можно расшнуровать ботинок и подложить под болезненное место кусочек поролона. Ну а о том, что запас лейкопластыря при любых пеших переходах должен быть всегда под рукой, особо напоминать и не надо.

Для отдыха ног на длительных стоянках, а также при пребывании в районах с особо жарким климатом имеет смысл иметь сменную пару легкой обуви — кроссовок или сандалий. Распространенное мнение, что в легкой обуви существенно возрастает риск укуса ядовитыми змеями или насекомыми, не имеет под собой реальной основы. Потому как та же гюрза с легкостью пробивает ядовитыми зубами жесткую кирзу голенища сапог, а скорпионы могут ночью вообще заползти куда угодно, и вытряхивать поутру их из сапога намного сложнее, нежели из сандалии.

 

 

Рюкзак

Рюкзак — основное и наиболее удобное средство переноски грузов и снаряжения при длительных пеших переходах. Рюкзаков существует великое множество, но условно их можно разделить на следующие группы: 

1) Мягкие рюкзаки. Наиболее старые модели, мало отличаются от общевойскового вещмешка по сути и столь же неудобны. В большинстве случаев поясного ремня не имеют. Для серьезного использования рекомендовать их нельзя.

2) Мягкие с армированием. Армирование обычно достигается пенополиуретановыми вставками, которые придают рюкзаку определенную жесткость и позволяют подогнать его по фигуре. Обычно имеют поясной ремень. Популярны у альпинистов.

3) Жесткие каркасные рюкзаки. Имеют металлический каркас, обеспечивают наиболее сильную разгрузку плечевого пояса, всегда имеют поясной ремень. Наиболее подходят для длительных пеших переходов с большой нагрузкой.

4) Специализированные рюкзаки, например для переноски фотоаппаратуры. Чаще всего ориентированы на достижение наибольшей сохранности при транспортировке фотовидеоаппаратуры, однако нередко не имеют отсеков для личных вещей или же объем этих отсеков недостаточен.

Первый и с некоторыми оговорками четвертый тип мало пригодны для серьезных условий, но вполне могут быть использованы при коротких выходах с возвращением на базу в тот же день. Наиболее предпочтительны второй и третий типы, причем по степени универсальности и удобства при транспортировке мягкие армированные рюкзаки явно выигрывают. При выборе рюкзака имеет смысл обратить внимание на возможность полного отстегивания лямок и поясного ремня, — к сожалению, практика показывает, что при разрузке багажа в аэропорту каждый грузчик считает своим долгом обязательно швырнуть ваш рюкзак именно за торчащую лямку или поясной ремень. Чем это заканчивается, понятно. Из этих же соображений следует вывод, что при выборе рюкзака стоит отдавать предпочтение моделям из более плотных и прочных сортов тканей. Они, конечно, несколько тяжелее, да и дороже, зато способны выдержать более суровые испытания.

Хороший рюкзак должен плотно прилегать к спине всей задней стенкой, а не стоять на пояснице или свисать ниже нее. Для этого рюкзак подбирается по росту, лямки и поясной ремень обязательно должны регулироваться в нескольких местах, обеспечивая точную подгонку по фигуре. Рюкзаки с узкими лямками лучше сразу отвергнуть, кроме того, следует отдать предпочтение лямкам с сетчатой нижней поверхностью — плечи под ними будут меньше потеть. То же относится и к спинке рюкзака.

Укладывая вещи в рюкзак, следует прежде всего уложить к спинке мягкие вещи — куртку, свитер, аккуратно сложенный спальник. Если рюкзак не имеет жесткого каркаса, то целесообразно в районе поясницы соорудить из вещей небольшой упругий валик. Далее на дно рюкзака загружаются наиболее тяжелые вещи, причем следует располагать их ближе к спине, а не наружной части рюкзака — в противном случае центр тяжести рюкзака сильно сместится и он начнет оттягивать назад. Помещая в рюкзак предметы с выступающими краями, следует расположить их так, чтобы край не мог сместиться при ходьбе и давить на спину. Обычно переложить вещи в рюкзаке возможности уже не бывает, а идти, когда что-то упирается в спину, — это настоящая пытка. У мягких армированных рюкзаков жесткость спинки создается за счет вкладыша из пенополиуретана, причем во многих конструкциях есть возможность использовать этот вкладыш в качестве коврика для сна. Если же вы используете отдельный коврик, то в начале укладки рюкзака имеет смысл скатать его в широкую трубу, аккуратно вставить в рюкзак, расправить там и уже в эту трубу загружать вещи и снаряжение. Таким образом и у рюкзака получается четкая цилиндрическая форма, и спина владельца меньше страдает от знакомства с очередной жестко-ребристой консервной банкой. Остальными объемными, но нетяжелыми предметами следует максимально увеличить высоту рюкзака, а также использовать их для прижатия более тяжелых предметов плотнее к спине.

Таким образом, выезжая в командировку с возможными длительными пешими переходами, желательно иметь следующий набор личных вещей:

  • — легкая куртка из водоотталкивающего и непродуваемого материала;

  • — свитер или джемпер из материала типа Polar или натуральной шерсти;

  • — пара хлопчатобумажных футболок или рубашек-ковбоек;

  • — брюки из вышеперечисленных тканей или обычные джинсы;

  • — головной убор типа шляпы, вполне годится армейская панама;

  • — шейный платок;

  • — хорошо разношенные трекинговые ботинки для переходов и легкие кроссовки для стоянок;

  • — прочный рюкзак с широкими лямками, поясным ремнем и каркасом для облегчения и перераспределения нагрузки с плеч на бедра.

 

Добавить комментарий

Минимальная длинна комментария 10 символов!


Защитный код
Обновить

Случайное Фото

Реклама